В погоне за трендом: как следовать за модой и при этом не навредить себе
104
Наверное, нет ни одного дизайнера интерьеров, которому не задавали вопросы в стиле «Какие тренды сейчас популярны?» или «Что из современных тенденций вы можете посоветовать?» При ответе надо быть очень аккуратным — на это есть ряд причин.
Во-первых, тренд — понятие многогранное, и надо четко понимать, о чем вас спрашивают — о цветовых решениях, о материале изделий или, быть может, об организации пространства, где тоже есть свои тренды.
Во-вторых, любой опытный архитектор или дизайнер интерьеров понимает, что работа над объектом обычно длится не меньше года, поэтому стоит отделять краткосрочные тренды, проживающие «жизнь мотылька» (в дизайне интерьеров это обычно два-три года), от среднесрочных (5-10 лет) и долгосрочных (до 15 лет). Помните, что быстрее всего из моды выходит цвет, медленнее — стиль.
В-третьих, надо держать в уме временные тренды, что в быстротечном современном мире достаточно актуально. Яркий пример — недавние карантинные ограничения, сделавшие мейнстримом дистанционную работу. В силу этого в дизайнерских запросах появился временный тренд на создание домашнего кабинета. И здесь надо договариваться с клиентом на берегу: иметь четкое понимание, хочет ли человек сделать удаленку образом жизни или мечтает поскорее вернуться в офис. В первой ситуации следует думать о каких-то стационарных решениях, во втором — о кратковременных, когда из «брюк» можно быстро сделать «шорты», и наоборот.
В любом случае дизайнеру интерьеров сложно избежать как вопросов о трендах, так и разной степени включения их в свою работу. Чтобы комфортно работать в таких условиях, необходимо владеть некоторыми навыками.
Насмотренность
Это очень полезный и необходимый параметр не только для дизайнера, но и разработчика, маркетолога, да и в целом любого современного человека: визуальный опыт помогает понять, что есть хорошо, а что — плохо. Тренды обычно не возникают на ровном месте, и «насмотренный» дизайнер более чувствителен к их смене. Но этот скилл, как и все остальные, нужно постоянно прокачивать. Кстати, тренировать насмотренность можно не только профессионалам.
Для этого нужно:
- — быть в курсе событий (не пропускать специализированные выставки, посещать магазины, шоурумы, подписаться на соцсети популярных дизайнеров и студий);
- — приходить в кафе и рестораны не только за приемом пищи (несмотря на то, что функциональность и многие другие характеристики дизайна интерьера для ресторанов заметно отличаются от частных объектов, в интерьерах модных общественных мест можно подсмотреть, какой стиль или материал сейчас популярны. Но это пища для размышлений, адаптировать «инстаграмную моду» к реальной жизни надо с головой);
- — внимательно смотреть фильмы и сериалы (это в первую очередь касается ретро-кинолент, где режиссеры при помощи профессиональных консультантов воссоздают эпоху за счет популярных в то время трендов. Помните, что по спирали развивается не только история, в моде и дизайне некоторые приемы тоже могут быть актуальны через какое-то время);
- — доверять собственной интуиции (это, правда, доступно профессионалам с большим стажем, которые могут во внутреннем запросе предугадать, что выстрелит, к примеру, через полгода).
Уместность и сбалансированность
Если бы слово «тренд» было чем-то материальным и к нему можно было бы прикоснуться, в дизайне интерьеров это было бы что-то из разряда декоративных элементов. Тренд — это то, что может заставить обратить на себя внимание, но куда важнее уместность и понимание того, что ты делаешь, чем слепое копирование и подражание модным тенденциям.
К тому же надо исходить из того, что у тебя есть: например, в доме «сталинской постройки» невозможно использовать ультрасовременный дизайн, не утратив при этом характер самого помещения. Поэтому желательно в первую очередь брать за основу универсальные приемы, обратить внимание на продуманную эргономику, а тренды лучше добавлять точечно. Это поможет избежать основную ошибку в работе с трендами при создании интерьера, когда дизайнерские решения подчиняются визуальному стилю, а не собственному удобству.
Вечные тренды
Понятно, что вечные тренды — такая же иллюзия, как и вечный двигатель. Но у человека всегда были запросы на определенные вещи, а в эпоху прогресса таких запросов априори становится больше. Поэтому если на дизайн интерьеров посмотреть не как на эстетически приятное взаимодействие среды с людьми, а как, к примеру, на Пирамиду Маслоу — на модель, которая последовательно представляет человеческие потребности (от простых до возвышенных), можно усмотреть ряд почти вечных предпочтений.
- — Тренд на безопасность. «Мой дом — моя крепость» — этот посыл во все времена будет актуальней, чем, скажем, выбор цвета обоев в спальной комнате или считываемая имитация в гостиной. Акцент на звукоизоляции дома, создание ощущения безопасности за счет материалов и цветов, обустройство мест отдыха — на это всегда будет запрос, и об этом стоит подумать в первую очередь.
- — Тренд на функциональность. «Вкалывают роботы, а не человек». Мечту из детской песни в реальность воплотила система «Умный дом»: датчики, выключатели с дистанционным управлением, голосовые ассистенты, таймеры — каждый хозяин квартиры или частного дома мечтает пользоваться такими устройствами. Тренд на функциональность прослеживается не только в любви к современным гаджетам, но и на уровне архитектуры и планировки. Даже в «малогабаритках» люди пытаются выделить место на технические зоны — кладовые, постирочные, гардеробные. Упрощение быта и логистике в квартире — на это запрос будет куда чаще, чем на «золотые люстры» или другие предметы роскоши.
- — Тренд на экологичность. Экологичный дизайн — казалось бы это современная эстетика жилого пространства, модный тренд XXI века. На самом деле это жизненная философия, забота о здоровье. К тому же использование подлежащих переработке и вторичному применению экоматериалов поможет сохранить не только здоровье, но и, как бы это пафосно ни звучало, планету.
А вообще знайте, что лучший тренд во все времена — тренд на индивидуальность. Делайте так, как считаете нужным (естественно, руководствуясь здравым смыслом), и, возможно именно вы станете зачинателем нового тренда.